Когда речь идет о детском закаливании, то чаще всего представляется закаливание детей раннего возраста до 3-х лет или дошкольного до 6-7 лет. Но случилось так, что на сегодняшний день спортивное и научное сообщества столкнулись с совершенно не изученным феноменом – увлечение детей зимним плаванием. Это те дети, которым не нужно становиться «моржами», они легко и просто воспринимают суровый мир холода и творят в нем свою новую современную действительность. Они закаливают свое тело и дух – естественно и просто, сочетая героизм и осторожность одновременно! Кто эти дети и откуда они взялись? Их с каждым годом становится все больше в нашей стране! Что с ними делать? Ведь в научной и популярной литературе практически нет данных, описывающих их социальнокультурное развитие, физическое и психологическое состояние, их физиологическое здоровье.
До начала зимнего сезона 2022 года дети, занимающиеся зимним плаванием, принимали активное участие в соревнованиях с 10-12 лет. Но после официального признания зимнего плавания видом спорта, дети допускаются не на все соревнования. Приняв во внимание этот факт, при поддержке Федерации зимнего плавания России научной группе удалось в марте 2022 года выехать в город Петрозаводск на Международный чемпионат «Карелия-2022». Куда юные спортсмены приехали из 20 городов России и составили одну большую российскую команду по зимнему плаванию. В возрасте от 12 до 18 лет научное обследование прошли 29 юных спортсменов. Проведенный опрос показал, что в зимнее плавание многие юные спортсмены приходят уже опытными пловцами из спортивных групп по плаванию. Из всех опрошенных только юноши показали обратную тенденцию. Они сначала развивали свою холодовую устойчивость и закалку организма в течение нескольких лет и только после этого пришли в бассейн нарабатывать технику плавания. Важно отметить, что при подготовке к соревнованию более 50% юных зимних пловцов сочетали занятия плаванием в стационарных бассейнах с закаливающими процедурами: обливание холодной водой 3- 4 раза в неделю в домашних условиях, окунание или плавание в ледяном бассейне 1-2 раза в неделю. Обращает на себя внимание тот факт, что активный интерес к зимнему плаванию у юных спортсменов стал возникать чуть более 2-х лет назад.
Возможно это связано с широкой пропагандой к здоровому образу жизни, открытий по всей стране клубов и центров закаливания и зимнего плавания, медийным освящением информации о массовых обливаниях, флеш-мобов, фестивалях холода, спортивных мероприятиях, которые активно обсуждаются в социальных сетях.
Чем еще интересно молодое поколение, которое так рано присоединяется к загадочному миру холода? Как они восстанавливаются после тренировочного процесса в ледяном бассейне? При опросе юных спортсменов стало понятно, что 55% детей согреваются естественно, в теплом помещении без прогревания в сауне/бане (несмотря на то, что многим это доступно). В это время организм переносит перепады температуры между воздухом и кожей около 15-20 °С. Такой способ достаточно энергозатратен для организма по отношению к контрастному прогреванию (в бане/сауне), так как на восстановление периферического кровообращение уходит больше времени (1 вариант). Контрастный способ после холодовой тренировки используют 25% юных пловцов. Несмотря на то, что перепады температуры между теплым воздухом и кожей составляют около 50-60 °С, согревание происходит быстрее (2 вариант). Чередование вариантов восстановления теплового баланса используют – 20% юных спортсменов. Такой подход отличает их от взрослых спортсменов, которые в большей степени используют контрастный способ восстановления.
Почему так важно учитывать варианты восстановления организма после холодовых тренировок не только у детей, но и взрослых? Разные способы восстановления теплового баланса после холодовых тренировок по-разному влияют на закрепление холодовых ощущений и являются некой «настройкой организма» на последующую тренировку, даже если она будет через несколько дней. Поэтому так важно соблюдать последовательность, систематичность и регулярность в занятиях. Ведь именно эти принципы являются основными в развитии и формировании холодовой устойчивости. Именно они способствуют тренировке физиологических и психологических механизмов на дозированное воздействие холодной/ ледяной воды.
О холодовой устойчивости человека много говорят, но четкого определения термина на сегодняшний день нет. Его часто «смешивают» с адаптацией к холоду и с оценкой функционального состояния организма. Но если взглянуть на это с другой стороны, то становится понятно, что холодовая устойчивость непосредственно связана с психическими процессами. Например, ощущение холода зависит от силы (температуры воды и воздуха) и длительности (времени) воздействия. При этом у каждого человека свои индивидуальные ощущения от соприкосновения с водой низкой температуры. Каждый раз холодная /ледяная вода воспринимается по-разному, в этот момент происходит обработка чувственных данных. Субъективно определяется возможность имеющихся ресурсов организма, сколько по времени пребывать в холодной/ледяной воде, а также какой способ восстановления выбрать. Вот почему так важно, что бы наши дети как можно раньше узнали о методическом приеме искусственного ускорения процесса адаптации к холоду и умели развивать свою холодовую устойчивость, которая неразрывно связана психологическим состоянием и расширяет адаптационные возможности организма, которые заложены у каждого из нас с рождения.
Фишер Татьяна Александровна, с.н.с ТюмНЦ СО РАН, ученый секретарь проекта "Регион здоровья".
Федерация зимнего плавания России